Перейти на украинский язык Перейти на русский язык Перейти на английский язык

Искатель счастья

Дмитрий Губин

 2020 год можно по праву именовать годом Дунаевского. 30 января исполнилось 120 лет со дня его рождения, а 25 июля — 65 лет со дня его кончины. И талант этого самого знаменитого песенника в Харькове сформировался, где он прожил четырнадцать лет. Однако обо всём по порядку.

Мальчик из Лохвицы 

В городке Лохвица, что в Полтавской губернии, в семье Бецалеля-Йосефа и Розалии Дунаевских родился третий ребёнок и второй сын, которого нарекли Ицхаком-Бером. Всего в семье Дунаевских было шестеро детей, и все они посвятили себя музыке: Зинаида стала педагогом, Борис, Михаил и Семен — дирижерами, Исаак и Зиновий — композиторами. 

Уникальные музыкальные способности Дунаевский начал проявлять еще в раннем детстве. В четыре с половиной года подбирал на слух на рояле мелодии вальсов и маршей, которые он слышал по воскресеньям в городском саду.  

В восемь лет Ицхака стали обучать музыке, пригласив ему в учителя чиновника акцизного ведомства Г. Полянского. Он первым приобщил мальчика к скрипке. «Потом, будучи уже студентом консерватории, я слышал почти всех мировых скрипачей. Но тогда, когда играл Полянский, мне казалось, что лучше в мире ничего нет… Я думаю, что именно в это время и именно в эти годы зародилась у меня любовь к мелодии, к певучести, которая очень сильно повлияла на мое композиторское творчество», — вспоминал впоследствии композитор. 

И жили бы Борис и Исаак в Лохвице и уж точно в Полтавской губернии, если бы их приняли в местное реальное училище, но там они не прошли процентную норму для евреев. А учиться надо! И старшие братья Дунаевские решили податься в Харьков, где шанс поступить был хоть и невелик, зато выбор учебных заведений больше.

Конторы Слатина и Кнорринга

В то время по границе Полтавской и Харьковской губерний проходила «Черта оседлости», и на речке Коломак зона свободного проживания евреев в Российской империи заканчивалась. Чтобы поселиться в нашей губернии, Дунаевским надо было или владеть нужной профессией, или поступить учиться. Для этого Борису Дунаевскому пришлось выучиться на переплетчика, а Исаака записали его учеником. 

А начинать харьковское житьё-бытьё нужно было с получения права на жительство. «Мне было лет десять, когда отец меня привёз со старшим братом Борей. Однако евреям в Харькове жить не полагалось без веских на то оснований. И вот я с письмом секретаря музыкального училища иду к вице-губернатору. Мой рост был ниже стойки, отделявшей посетителей от стола важного чиновника. И он меня не заметил, только спросил: «А где же посетитель?» Когда я вытянулся, как мог, он засмеялся. «Это вам необходимо право на жительство? Ступайте». Мы получили правожительство», — вспоминал много лет спустя Исаак Дунаевский.

Так они поселились на ул. Грековской, 12 (или 14, но оба эти дома не сохранились) в доме Моисея Ильича Дерковского. Две хозяйские дочери, Люба (впоследствии — врач-дерматолог) и Циля, учились игре на фортепиано, а у хозяина дома был приятный тенор. Вместе с братом и детьми квартирной хозяйки Исаак посещал утренние спектакли драматического театра Николая Синельникова.

И представьте себе, оба брата поступили в музыкальное училище. По воспоминаниям старшего брата Бориса, когда они приехали в Харьков, приемные экзамены в музыкальное училище уже закончились, но их все-таки допустили к испытаниям: «Экзаменовал нас директор училища Илья Ильич Слатин. Исаак был зачислен по классу скрипки преподавателя Горского. Я был принят в класс Чеботаревой».

По окончании приготовительного класса Исаак сразу был переведен на третий курс. В 1913 году Дунаевский оказывается в классе приглашенного из Петербурга нового преподавателя Иосифа Ахрона, ушедшего позднее добровольцем на фронт Первой мировой войны. «Он был не только моим педагогом, но и старшим другом — воспитателем; ему я обязан своей музыкальной культурой, как и первыми композиторскими работами вполне профессионального характера…» — вспоминал об этом своём учителе Исаак Дунаевский.

Но училище Императорского русского музыкального общества не давало общего образования, и Исаак поступил также в частную гимназию на Подольском переулке, директором которой был Николай Кнорринг (1880-1967). Николай Николаевич был выдающимся педагогом и организатором. В его гимназии преподавали люди, ставшие гордостью мировой науки — будущие академики Л. А. Булаховский, В. П. Бузескул, А. И. Белецкий, профессора М. П. Самарин, П. М. Ерохин и другие. 

«На моих глазах развертывалось музыкальное дарование Исаака, — вспоминал Н. Кнорринг. — При его способностях можно было ждать, что из него выработается прежде всего скрипач-виртуоз… Но Исаака тянуло к творчеству… Его опыты в области композиции начали обращать на себя внимание… Я очень любил его импровизацию: когда он забегал ко мне по какому-нибудь делу, я усаживал его за пианино и заставлял играть что-нибудь свое…»

«Особенно дорога мне память о вечерах, — вспоминает Кнорринг, — когда, обычно под воскресенье, братья Дунаевские являлись ко мне домой со своими инструментами… и мы с наслаждением предавались музицированию». В этом домашнем квартете партию первой скрипки исполнял Исаак, второй — Н. Кнорринг, на альте играл Борис, на виолончели — будущий контр-адмирал В. Каврайский.

И музучилище, и гимназию Дунаевский окончил. В 1917 году И. Слатин с помощью своего друга Александра Глазунова добился от Временного правительства открытия в Харькове консерватории, куда и поступил Исаак одним из первых. Свою учёбу там он совмещал со студенческой жизнью на юридическом факультете университета.

Власти в Харькове менялись часто. Исааку приходилось пересиживать наиболее сложные периоды у родителей в Лохвице. Во время прихода белых их пути с Кноррингом разошлись — Дунаевский не принял их власть, а Николай Николаевич стал одним из главных пропагандистов Добровольческой армии. Впоследствии бывший директор гимназии эмигрировал, был вместе с зятем во французском Сопротивлении и из эмиграции переписывался со своим учеником вплоть до возвращения Кнорринга на родину в 1954 году (не без ходатайства Дунаевского).

От Синельникова и выше

Было время, когда жители Харькова говорили не «пойти на спектакль в театр имени Пушкина», а «пойти к Синельникову». И это неудивительно. Ведь до 1920-х годов в Харькове была одна из лучших театральных трупп России, успешно конкурировавшая и с питерской Александринкой, и с Московским художественным театром. С 1910 по 1922 год ею руководил Николай Николаевич Синельников. «Здесь я начинаю свою композиторскую деятельность, — пишет в воспоминаниях И. Дунаевский, — т.е. становлюсь композитором-профессионалом…Драматический театр Синельникова считался по праву гордостью Харькова. Еще совсем мальчиком я вместе с детьми моей квартирной хозяйки посещал утренние спектакли этого театра. Став старше, мы уже стремились попасть на его премьеры, которые были по пятницам. Нечего и говорить, какое впечатление вызвали у меня спектакли с участием захватывающих актеров... но самым большим украшением театра был сам Синельников. Нам, юным театралам, уже в ту пору было понятно, насколько значительна роль этого режиссера в театре, который он создал и который на протяжении многих лет стойко держал на высоком художественном уровне».

Именно там и началась еще при белых, а потом и при красных музыкальная карьера Исаака. Как театральный композитор Дунаевский дебютировал в 1920 году музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро». Здесь же он познакомился с Клавдией Шульженко — начинающей актрисой театра. Этот краткий период их совместного творчества и запечатлели авторы установленного в Харькове памятника. В харьковском театре за ним закрепилось прозвище Дуня, которое он перевез с собой в Москву и Ленинград. 

В Харькове он брался за любую работу: читал лекции о музыке, руководил армейской самодеятельностью, сотрудничал с газетами, организовывал музыкальные студии и кружки при воинских клубах, заведовал музыкальным отделом губернского отдела народного образования… И, конечно, Дунаевский влюблялся и дважды успел жениться. Вторая жена, балерина Зинаида Судейкина была родом из села Андреевка (ныне — Балаклейский район Харьковской области).

В 1924 году «харьковский период» был завершен. Дунаевский переехал в Москву, где прославился и как песенник, и как автор оперетт.

Губин, Д. Искатель счастья [Электронный ресурс] / Дмитрий Губин . – Режим доступа: http://timeua.info/post/obshestvo/iskatel-schast-ya--19552.html . – (дата обращения: 28.07.2020).

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2021