Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Лысенко Е. Ю. Социокультурная деятельность публичных библиотек сквозь призму опыта гражданских организаций

 

УДК 021.13
Лысенко Елена Юрьевна
библиотекарь I категории отдела обслуживания пользователей
ОБЛАСТНОЕ КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЮНОШЕСТВА», координатор молодежного клуба «Молодежь меняет мир»
почтовый адрес: ОКЗ «ХОБЮ», проспект Юбилейный 49\8, г. Харьков, 61120, Украина
контактный телефон: 0950517179, 0980380056
e-mail: lenkalysenko@gmail.com 
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК
СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПЫТА ГРАЖДАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ключові слова:  бібліотека, поліфункціональний простір, соціокультурна діяльність бібліотек, громадянські організації, громадянське суспільство
Ключевые слова: библиотека, полифункциональное пространство, социокультурная деятельность библиотеки, гражданские организации, гражданское общество
Key words:  library, multifunctional space, innovation, social-cultural activities of the library, civic organizations, civil society
 
  В современном мире библиотека должна стать, прежде всего, полифункциональным  пространством для ее посетителей. К сожалению, большинство украинских библиотек еще далеки от состояния социокультурного центра, удовлетворяющего разнообразные потребности социума. Зачастую, отсутствует даже должная материально-техническая база, которая бы позволила посетителям, по крайней мере, получить полноценный доступ к сети Интернет. В целом, в нашей библиотечной системе отсутствует гибкость, которая бы позволила «храму книги» трансформироваться и быстро реагировать  на вызовы информационного общества.
  Прежняя основная функция библиотеки, как аккумулятора знаний, должна выйти на новый уровень благодаря современным технологиям и позволить читателям экономить их главный ресурс – время. Но в тоже время предоставление традиционных услуг, даже  на качественно новом уровне, например с использованием развитого электронного каталога, не является залогом благополучного развития информационного центра. Возрастает значение других «ипостасей» библиотеки, среди которых можно назвать роль производителя и ретранслятора культурно-образовательного продукта,  своеобразного медиатора, способствующего коммуникации в социуме, формированию связей гражданского общества (ГО).
  Касательно последней из названых функций библиотеки, следует сказать, что крайне важным в этом контексте представляется взаимодействие с различными гражданскими организациями. Зачастую именно ГО наиболее быстро реагируют на изменения в социуме, информационном поле и окружающем мире.
  Неправительственные организации (например, Международный Красный Крест, AEGEE, AIESEC, Спілкування без кордонів и др.) в какой-то можно назвать конкурентами библиотекам. Они также проводят образовательные и культурные мероприятия, заинтересованы в развитии социальной активности общества, их роль в определении досуга молодежи можно назвать значительной.
  Но вместе с тем, взаимодействие активистов ГО и сотрудников библиотек представляется взаимовыгодным. Так, активисты международных и локальных организаций могут реализовывать на базе публичной библиотеки свои проекты, делиться ценным опытом во время библиотечных мероприятий, принимать участие в программах, реализуемых в информационных центрах. Любые формы коммуникации и сотрудничества могут давать новый толчок к развитию массовой работы, так как каждая ГО предоставляет уникальный опыт, как правило, актуальный в текущий момент. Формируемое полифункциональное пространство крайне нуждается в подобном внешнем воздействии. Кроме того, совместная деятельность может указать специалистам библиотеки на недостатки их работы, дать возможность сравнения.
  Причем, если сравнить специфику деятельности неправительственных организаций и публичных библиотек, мы можем увидеть некоторые значительные преимущества, которыми обладают «общественники».
 Например, негативное влияние на социокультурную деятельность библиотеки порой может оказывать долгосрочное планирование. ГО, несомненно, формируют планы, но когда речь идет о перспективах на полугодие или год, они могут ограничиться формированием целей и задач. В их графике мероприятий и проектов события могут легко сдвигаться, переноситься и заменяться другими, более актуальными на текущий момент. Отчетность локальных подразделений крупной гражданской организации перед руководством присутствует, но значительно упрощена, они имеют большую свободу при утверждении собственного «календаря». Библиотеки также вносят коррективы в запланированный график мероприятий, но они ограничены в вариативности своих действий.  
 Пожалуй, одной из самых больших проблем современной библиотеки является привязанность массовых мероприятий к официальному рабочему времени. В большинстве библиотек Украины обслуживание читателей завершается в 17:00/18:00/19:00. Следовательно, мастер-классы, встречи, заседания клубов и любые другие массовые мероприятия проводятся, в большинстве своем, до этого времени. Многие библиотеки не работают в субботу и воскресенье, в то время, как эти дни считаются одними из наиболее благоприятных для проведения самых различных мероприятий. И именно в эти дни возможно проведение длительных тренингов. Действительно, вечернее время и выходные дни идеально подходят для организации досуга студентов и работающей молодежи, которые, в свою очередь, являются наиболее активной частью общества. К примеру, молодежное движение Харьковского Красного Креста проводит свои мастер-классы, языковые курсы, волонтерские встречи и киноклуб после 18:00. В выходные дни они проводят обучающие мастер-классы,  флешмобы и курсы первой помощи. Такой же «политики» придерживаются и другие ГО, если речь идет об аудитории в возрасте от 17 до 35. Эта социальная группа весьма мобильна в своих действиях, но нужно понимать, что ее представители скорей всего не будут отпрашиваться с работы или прогуливать пары даже ради интересной дискуссии или темы. Кроме того, студенты после лекций зачастую пытаются воспользоваться возможно «передохну́ть» прежде, чем куда-то идти.
  Зачастую, сотрудники учреждения готовы пойти навстречу посетителям и проводить «ивенты», но это не соответствует должностным инструкциям и нарушает официальный график работы.
  Традиционно заявленное время, в принципе, вполне подходят для обслуживания читателей. Но становится очевидным, что относительно социокультурной деятельности должны быть внесены определенные коррективы, индивидуальные для каждой библиотеки. Вероятно, если библиотека запустит долгосрочный speaking-club, изменение в графике работы будет вполне уместным. В то же время, интересные, но разовые мероприятия в таких радикальных действиях не нуждается. Вероятно, не все сотрудники будут рады подобным изменениям, но это вполне нормальный человеческий фактор, проблему которого можно решить, сформировав индивидуальные графики или мотивируя коллектив различными формами поощрений. Важно, чтобы сама государственная система была более гибкой и исходила из потребностей конкретного населенного пункта, района или читательской категории. Решение этого вопроса требует значительных усилий, так как, по сути, требует внесения изменений в правовую базу государства.
  Кроме того, следует оговорить, что само по себе привлечение аудитории в данное время требует значительных усилий от приглашающей стороны. Необходима хорошая реклама: как на сайте библиотеки, так и на ее страницах / в ее группах в социальных сетях, а также в любых доступных информационных ресурсах. Механизмы маркетинга в этой сфере уже не новы и отработаны ГО и коммерческими компаниями. Библиотекарям остается только взять их на вооружение.
  Вопрос о конкретных часах проведения мероприятий для образовательных и культурных проектов подводит нас к проблеме аудитории. Несомненно, активная молодежь очень привлекательна в качестве участников мероприятия. Впрочем, отказываться от целевого взаимодействия со школами, гимназиями, лицеями, техникумами и вузами однозначно не стоит. Следует сказать, что неправительственные организации часто посещают учебные заведения с целью «воспитать гражданское общество». Эта аудитория может быть очень благодарной, но, вместе с тем, в своей деятельности сотрудникам ХОБЮ неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что парни и девушки, пришедшие на мероприятие, не знали, чему оно будет посвящено, и не были мотивированы. Как правило, эту проблему всегда можно решить, заинтересовав молодежь. Однако наличие этого негативного фактора всегда приходится учитывать. Например, готовить заранее интерактивные и игровые элементы для самых различных тем. Очень важно наладить контакт со школами и подходить к образовательному творчеству с учетом индивидуальных интересов каждой конкретной аудитории.
  ГО многое выигрывают, привлекая в свои ряды волонтеров. Возможно, современным библиотекам тоже стоит задуматься о том, чтобы привлечь добровольцев к созданию и реализации различных проектов. Взаимодействию с волонтерами также необходимо учиться: библиотекари должны понимать, что активная молодежь, откликнувшаяся на тот или иной призыв, «ничего им не должна», может не выполнить взятые на себя обязательства, и поэтому нуждается в координации и помощи. Сотрудники библиотеки должны позаботиться о том, чтобы активисты не потеряли интерес к первоначальной идее. Но, конечно, первоочередной задачей для любого культурно-информационного центра будет завлечение волонтеров. Такое взаимодействие вполне возможно, если речь будет идти, прежде всего, об актуальных сегодня социальных и экологических вопросах. Участие в проведении масштабных мероприятий заинтересует многих молодых людей, которые захотят получить ценный опыт.
  Библиотека до сих пор не имеет имиджа досугового центра или пространства, которое могло бы стать местом, объединяющим гражданское общество. Само название «Библиотека» у большинства людей ассоциируется с книгами, но не более. Принимая участие в ярмарках гражданских инициатив, общаясь с представителями активной молодежи во время презентации своей деятельности, библиотекари ОКЗ «ХОБЮ» неоднократно сталкивались с удивлением, так как собеседники и не предполагали, что библиотека для юношества может выступить в информационном поле наравне с ГО. Это ещё раз подтверждает, что формирование позитивного статуса требует постоянной репрезентации, взаимодействия со СМИ и, конечно же, стремления максимально соответствовать лучшим мировым библиотекам.
  К сожалению, в библиотечной сфере сегодня очень много проблемных и нерешенных вопросов. Социально-культурный центрам необходимо занять активную гражданскую позицию, быть готовыми лоббировать интересы своих пользователей. Только в таком случае возможно будет говорить о дальнейших перспективах библиотечной деятельности.
 

Надійшло: 29.04.2016 

 

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024