25 февраля, 180 лет назад родился удивительный художник и удивительный человек Пьер Огю́ст Ренуа́р. Он принадлежал к самому нежному и романтическому направлению в искусстве—импрессионизму. Французский меценат Даниэль Анри Канвейлер как-то сказал: «Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его».
Что же удивительного было в этом «новом мире» импрессионистов? Пожалуй, радость! Радость жить здесь и сейчас! Радоваться каждому мгновению, каждому лучу солнца, дуновению ветра, мимолетной улыбке прохожего… Как не хватает нам сейчас именно этого – радости! Поймать, уловить это мгновение, соблюдая академические нормы в живописи, увы, было невозможно…
Франция… девятнадцатый век... «Группа молодых художников пошатнула 500-летние традиции». Они начали использовать вместо четкого рисунка широкий, словно небрежный, мазок, который делает изображение неустойчивым и мерцающим, но позволяет поймать движение, момент жизни.
Они наполнили свои картины светом и воздухом. Они писали все и всех: переменчивые состояния природы, людей в неловких позах и в повседневных делах, писали случайных прохожих и своих друзей, «дам легкого поведения и господ сомнительной репутации». Писали сиюминутную жизнь и радовались ей!
Импрессионизм – позитивная живопись, а самым позитивным среди импрессионистов был Ренуар. В его картинах нет никакой трагедии и никакой драмы. Даже чёрной краской он не пользовался. Только свет и радость! Очень эмоциональный и искренний, он и жил так, как писал: терпеть не мог теорий искусства и «интеллектуалов», был равнодушен к богатству и славе («богатый» он говорил, когда имел в виду «настоящий»), политика для него была делом второстепенным и не стоящим внимания…
Ренуара всегда интересовали люди: друзья и родные, заказчики и модели, известные и случайно встреченные. Любил писать женщин, вообще любил женщин! «Женщины все отлично понимают. С ними мир становится совсем простым. Они приводят все к своей подлинной сущности и отлично знают, что их стирка не менее важна, чем конституция германской империи» - говорил Ренуар.
Но любовь всей своей жизни встретил, когда ему было уже 40… Хотя он начал писать ее – единственную - значительно раньше. Интуитивно. Ее черты просматриваются во многих женских лицах кисти Ренуара. Сын художника писал, что отец давно «намечтал себе Алин». Об этой удивительной любви замечательно написано в статье Риты Лозанской.
Сам же Ренуар говорил: «Впрочем, любовь — это очень много, и я недостаточно мудр, чтобы все объяснить, но в нее входит и привычка». А о жизни самого Ренуара – в публикации Анны Сидельниковой.
Рисовать для Ренуара было столь же естественно, как дышать, он практически никогда не выпускал кисть из своих рук. Даже, будучи парализован, он выучился писать левой рукой, а, когда пальцы перестали разгибаться, просил просто привязывать кисть к руке.
Он и за несколько часов до смерти попросил дать ему кисть, краски и идеально чистую палитру. Он хотел написать собранные для него анемоны. «Кажется, я начинаю в этом что-то понимать», - сказал он. И последняя его фраза, сказанная в ночь на 3 декабря 1919 года: «Сегодня я узнал что-то новое».
Хочется еще порекомендовать вам фильм «Ренуар. Последняя любовь».
И музыку Дебюсси, созвучную, на мой взгляд, светлым картинам художника.