Из шести детей великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта выжило лишь двое его сыновей. Старший, Карл Томас (Carl Thomas Mozart, 1784-1858) не стал музыкантом, провел значительную часть своей жизни в Италии. Младший, Франц Ксавер (Franz Xaver Wolfgang Mozart, 1791-1844) стал пианистом, учителем музыки, дирижером и композитором. Обнаружив у сына яркие музыкальные способности, Констанция Моцарт (Maria Constanze Cäcilia Josepha Johanna Aloysia Mozart (Weber), 1762-1842) обеспечила его первостепенными учителями. Он учился у пианиста Иоганна Гуммеля, композиторов Зигмунта фон Нойкома и Иоганна Георга Альбрехтсбергера, одного из учителей Бетховена, брал уроки пения у Антонио Сальери.
Первое публичное выступление Моцарта-сына как пианиста и композитора состоялось в 1805 году в Венской опере, он имел и финансовый успех, и определенный привкус сенсационности. Однако постоянного места работы в Вене Франц Ксавер не нашел. Прибыв в 1808 году в Галицию по контракту как частный учитель, он задержался здесь надолго и провел во Львове наиболее творческую часть своей жизни. Находясь в имении графа Виктора Баворовского в Подкамене, недалеко от Львова, и обучая двух дочерей графа игре на фортепиано, у Моцарта были хорошие бытовые условия и возможность упражняться на инструменте и писать музыку. Пробыв три года у Баворовских, он продолжал учительствовать в другой аристократической семье - у камергера графа Янишевского в Сарках. В июле 1811 он выступил с концертом во Львове как пианист по случаю своего двадцатилетия. Критика отметила значительную технику, музыкальный вкус и глубину чувств Моцарта-сына как композитора и исполнителя. В январе 1813 года он принял участие в торжественной встрече цесаревны Каролины, сыграв фортепианный концерт Дюссека. Окончательно во Львов Франц Ксавер перебрался после 1813 года.
В конце 1818 Моцарт отправился в почти четырехлетнее концертное турне по странам Европы. Выступал в Житомире и Киеве, в Польше, Пруссии, Дании, Германии, Чехии, Северной Италии, Швейцарии. Завершив турне в Вене и пробыв там полтора года, осенью 1822 Франц Ксавер снова выезжает во Львов. Второй «львовский» период стал самым продуктивным в жизни Моцарта. В это время он проявил себя в самых разных видах музыкальной деятельности - как педагог-пианист, как композитор, как солист и пианист-аккомпаниатор, а также - как музыкально-общественный деятель. В октябре 1826 Франц Ксавер Моцарт основал Хоровое Общество имени Св. Цецилии, которое включало сорок пять членов. Созданный им хор начал свою деятельность 5 декабря 1828 исполнением «Реквиема» В. А. Моцарта в честь тридцать пятой годовщины со дня его смерти.
Очень весомым для судьбы Франца Ксавера стало знакомство с семьей губернского советника итальянского происхождения Людвига Каэтана (Луиджи Гаэтано) Барони-Кавалькабо, женатого на графине Жозефине (Йозефине) фон Барони-Кавалькабо. Отношения Моцарта с этой семьей, где он был учителем, быстро перешли в дружбу. Сразу после переезда от Янишевского во Львов он в разные годы проживал в квартирах, снимаемых Кавалькабо. В последующие годы Моцарт-сын проживал в собственном доме Кавалькабо в бывшем Иезуитском переулке.
Жена советника, Йозефина Кавалькабо ди Кастильоне была талантливой певицей, выступала как камерная исполнительница, устраивала домашние концерты и была музыкальной меценаткой. Младшая дочь супругов Кавалькабо Юлия была ученицей Моцарта по фортепиано и композиции и впоследствии выступала в концертах со своим учителем. В 1837-1840 гг. о ней одобрительно отзывался Роберт Шуман, который подружился с этой семьей и с Францем Ксавером после их возвращения в Вену.
Окончательный переезд Франца Ксавера в Вену состоялся летом 1838: в марте семья Барони еще отпраздновала во Львове свадьбу Юлии, в мае 1838 Моцарт еще дирижировал на благотворительном концерте в Перемышле, а летом они все навсегда покинули Львов. В Вене Франц Ксавер поселился в доме Барони, они с Йозефиной открыли музыкальный салон, частым гостем которого был Роберт Шуман. Последние 5 лет жизни Франца Ксавера в Вене были достаточно насыщенные: он давал фортепианные концерты, дирижировал, сочинял музыку. Рядом было все, что он любил - любимая женщина, благодарные ученицы, изысканное общество, но ухудшалось состояние здоровья. Потери последних лет (смерть матери в 1842 г.), бремя нереализованных ожиданий и неспособность достичь уровня славы отца, видимо, ускорили течение болезни. Последней попыткой спасения, казалось, лечение на водах Карловых Вар, но 29 июля 1844 Моцарта-младшего не стало. Его верная Йозефина была с ним до последних минут жизни, ей он завещал все свое имущество. Она пережила его на 16 лет, в 1847 потеряла и мужа, последние годы проживала с дочерями в Граце, где и похоронена (1860 г.). Все вещи Моцарта, кроме их частных писем, она передала Моцартеуму.
Так закончилась эта романтическая музыкальная история. Долгие годы имя Моцарта-сына было позабыто и недооценено, но в ХХ в. музыковеды обратили внимание на его творчество. Благодаря изобразительным и нарративным источникам появилась возможность заглянуть «за кулисы» частной жизни музыканта, показать тогдашнюю музыкальную среду в камерной перспективе. И, самое важное, - реконструировать образ легендарной Йозефины, без которой личная и творческая жизнь львовского Моцарта могла быть совсем другой.
К 230-летию со дня рождения выдающегося австрийского композитора младшего сына Вольфганга Амадея Моцарта - Франца Ксавера библиотека-филиал 22 приглашает вас посмотреть виртуальный обзор, посвященный юбиляру.