Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Сыграть спектакль можно и без слов, а вот без музыки — трудно…

Александр Анничев

Восстанавливая столетнюю историю Харьковского ТЮЗа, грешно не вспомнить имена композиторов, прославивших не только этот театр, а оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

1920–1941

Музыку к спектаклю «Злой Галл», которым в 1920-м открывался Первый театр для детей, написал молодой композитор Лев Ямпольский, студент Харьковской консерватории, обучавшийся композиции в классе Семена Богатырева. В 1923 году Лев Ямпольский, завершив работу над спектаклем «Хобо», покидает Харьков и совершает большое гастрольное турне по городам Западной Европы. Видимо, на решение об отъезде повлияло то, что созданная им еврейская театральная студия «Свободное искусство» быстро прекратила свое существование, так и не став событием в театральной жизни города. 

К музыкальному оформлению спектакля «Подвиги Геркулеса» главный режиссер Сергей Пронский приглашает Иосифа Шилленгера, надеясь, что он продолжит работу в должности заведующего музыкальной частью. Но так случилось, что «Подвиги Геркулеса» стали единственным спектаклем в детском театре, музыку к которому написал этот композитор. Харьковчанин Иосиф Шилленгер — выпускник Петроградской консерватории, с 1918 года преподавал композицию в Харьковской консерватории, а в 1919–1922 гг. руководил Украинским симфоническим оркестром, вскоре реорганизованном в Эстрадно-симфонический оркестр Украины — прообраза первого в мире симфоджаза. Откомандированный по линии Ассоциации международной музыки на стажировку в США, он вместе с однокурсником по консерватории Левом Терменом дает несколько громких концертов для так называемого «терменвокса» (с французского: голос Термена). Это была демонстрация не имевшего аналогов бесконтактного музыкального синтезатора. В 1929 году Шиллингер окончательно покидает СССР, забрав с собой в США партитуры музыкальных произведений и личный архив. Между прочим, Иосиф Шиллингер был известен не только как музыкант, но и как математик, поэт, художник, скульптор, фотограф, первый в Советской России пропагандист джаза, а также как один из лидеров советской Ассоциации современной музыки.

Преподаватель Харьковской консерватории Борис Яновский причастен к созданию музыки к двум спектаклям детского театра — «Том Сойер» и «Игра в Спартака». Впоследствии тесно сотрудничал с оперным театром, написав более десяти оперных произведений. Сведений о его работе над драматическими спектаклями крайне мало. Видимо, причиной тому является ранняя смерть композитора. 

Выпускник Харьковской духовной семинарии Константин Богуславский, как и Лев Ямпольский, обучался в Харьковской консерватории по классу композиции у Семена Богатырева. Брал частные уроки вокала у талантливого оперного певца и легендарного педагога Павла Голубева. Из сохранившихся воспоминаний его современников можно сделать вывод, что созданная к спектаклю «По зорi» музыка — одна из лучших, вошедших в редкое число первых украинских произведений для детей. Константин Евгеньевич написал большое количество песен на основе обработок украинских народных мелодий для школьных хоров. На протяжении десяти лет являлся музыкальным редактором Харьковского радио. Репрессирован в 1937 году.

Исаак Дунаевский принимал самое активное участие в создании Первого театра для детей в Харькове. Практически его можно считать неофициальным руководителем музыкально-драматической частью, к тому же выполняющего прямые обязанности дирижера и концертмейстера. Кстати, все кандидатуры композиторов, привлекаемых к созданию музыкального сопровождения для новых спектаклей, обсуждались именно с ним. 

В 1910 году десятилетний Исаак переехал с родителями в Харьков из Лохвицы Полтавской губернии. Окончив музыкальное училище по классу скрипки у Константина Горского, одаренный юноша дальше обучается в консерватории у другого легендарного музыканта Юзеля Ахрона и параллельно осваивает искусство композиции у небезызвестного нам Семена Богатырева.

Первый композиторский опыт в области драматического искусства И. Дунаевский постигает в работе над спектаклями «Али-Нур», «Ящик с игрушками», «Бум и Юла», «Хубеане». В середине 1920-х годов композитору предлагают возглавить музыкальную часть Московского театра сатиры,  для которого он пишет музыку к своим первым опереттам. В 1930-е становится штатным композитором и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла.

Исаак Дунаевский по праву считается основоположником такого жанрового определения, как советская музыкальная кинокомедия. Современники высоко оценили музыку, написанную им к 32 художественным фильмам. Пиком его творчества в кинематографе считается увертюра к художественному фильму «Дети капитана Гранта», которую композитор тоже считал одним из лучших своих произведений. 

1960–2004

В 1960 году театр начинает новый отсчет времени, обретает новые ритмы и новые имена.

До 1966-го практически каждый год был представлен новым завмузом. На поприще помощника режиссера по музыкальной части пробовали себя ныне известные в других сферах творческой деятельности такие харьковские музыканты, как Георгий Гуменюк, Борис Ячнов и Сергей Грумберг. 

Долгожителем, служившим в этой должности с 1966-го по 1979-й, можно считать только композитора Валентина Иванова. В этот период он создавал оригинальную музыку и осуществлял подбор к спектаклям почти всех режиссеров-постановщиков, за исключением тех, кто тяготел не к академической, а к современной музыкальной культуре. 

Этим качествам соответствовал выпускник Харьковской консерватории Борис Киселев, который начинает активно сотрудничать с постановочной группой главного режиссера ТЮЗа Александром Беляцким. «Я презираю смерть», «РВС», «Спроси когда-нибудь у трав…» — результат их совместной работы. В конце 1970-х Бориса Киселева приглашает на работу в Москву художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, и на этом его сотрудничество с харьковскими театрами заканчивается. Позже Киселев напишет музыку к трем художественным фильмам и к зарубежным спектаклям бывших харьковских режиссеров — Владимира Петрова и Александра Михайлова. 

В этот нелегкий для театра период свои услуги предложил молодой, но подающий большие надежды композитор Александр Блох. Он не собирался руководить каким бы то ни было творческим отделом, а только хотел сочинять театральную музыку. Александр успел записать мелодии к спектаклям «Маленькая футбольная команда», «Медовый месяц Золушки» и «Бег»… Увы, музыкант погиб на 32-м году жизни в автомобильной катастрофе. Его творчеством интересовался известный кинорежиссер Эльдар Рязанов, который с грустью вспоминал о Саше Блохе в книге «Музыка жизни»: «Я решил, что обязательно включу Сашины песни в свой диск, а он в ожидании записи займется оркестровками. Но дело тянулось неторопливо, как и любое издание в советские времена. И вдруг неожиданный звонок из Харькова. Мама Саши сказала, что прошлой ночью её сын погиб… Вместе с друзьями-музыкантами он ехал со свадьбы. Погибли все. Пластинку мы записывали без композитора, оркестровку сделали его друзья, пел Николай Караченцов».

Несколько лет должность заведующего музыкальной частью в ТЮЗе оставалась вакантной. 

В 1984 году труппе была представлена выпускница Харьковского института искусств Ирина Губаренко. Она являлась продолжательницей театрально-музыкальной династии — внучкой актеров-березилевцев Романа Черкашина и Юлии Фоминой, дочерью известного украинского композитора Виталия Губаренко и доктора искусствоведения, академика Национальной академии искусств Украины Марины Черкашиной-Губаренко. За четверть века служения театру Ирина Витальевна написала оригинальную музыку и осуществила подбор произведений других композиторов к более чем двум десяткам спектаклей. Для многих пьес ею были написаны романсы и песни на стихи собственного сочинения и на строки известных поэтов. Это был самый долгий и самый плодотворный период в музыкальной истории Харьковского ТЮЗа. Жизнь Ирины Губаренко внезапно оборвалась в октябре 2004 года…

***

О том, чем живет сегодня музыкальная часть театра, мы обязательно расскажем в одной из глав публикации, которая будет посвящена сразу всем творческим подразделениям ТЮЗа. А в следующий раз вспомним об актерах, возрождавших театр, ведь говорить о периоде 1920–1944 гг. автор не имеет возможности, так как не мог видеть этих артистов на сцене. 

Анничев, А. Сыграть спектакль можно и без слов, а вот без музыки — трудно… [Электронный ресурс] / Александр Анничев . – Режим доступа: http://timeua.info/post/kharkov/sygrat-spektakl-mozhno-i-bez-slov-a-vot-bez-muzyki---trudno--12715.html

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024